Мария Монтессори — выдающийся педагог, психолог, психиатр, первая в Италии женщина-врач.
Мария Монтессори основала свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого. Она смогла на практике реализовать идеи свободного воспитания. Это объясняет устойчивую популярность педагогики Монтессори во всем мире.
Основные идеи методики
Ребенок играет ведущую роль в собственном развитии. Это определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностью к саморазвитию. Суть метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала особую развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности.
Поэтому роль педагога значительно отличается от привычной: он не ведет ребенка, а идет за ним. Педагог руководит самостоятельной деятельностью детей в развивающей среде, помогает им сосредоточиться на интересной для них работе и внимательно следит за достижениями ребенка. Педагог, по словам М. Монтессори, «помогает разуму ребенка в работе над своим развитием».
Преимущества методики
Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.
Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности и возможности каждого ребенка.
Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что специально организованная среда вдохновляет ребенка на самостоятельное исследование.
Монтессори-среда. Специальная окружающая среда, разработанная Марией Монтессори для дошкольников, помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно.
Дидактические материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.
Развитие самостоятельности. С самого раннего возраста методика помогает ребенку действовать самостоятельно и ответственно.
Формирование высокой самооценки. Ребенок действует в своей зоне ближайшего развития, поэтому успех в деятельности ему гарантирован. У ребенка есть много возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, т.к. Монтессори-класс — не место для соревнований.
Профилактика психосоматических заболеваний. Методика относится к разряду здоровьесберегающих, позволяет сохранить и укрепить эмоциональное и физическое здоровье ребенка.