Учитывайте желание ребёнка

Автор - Солнечный круг

Учитывайте желание ребенка!

    Люди позволят вам забирать у них различные вещи при условии, что вы действуете вежливо и не пренебрегаете их желанием. Способ превратить ребёнка в жадного или эгоистичного – это заставлять его против его воли отдавать вещи другим детям. В конце концов, вы доведёте его до того, что он попадёт в категорию «один-единственный»: он будет чувствовать, что он – единственный человек, который на самом деле что-то значит. Обычно родителей не интересует, чего хочет ребёнок. Родители сами знают, что ребёнок должен хотеть. Конечно, они делают, это из добрых побуждений, но…  

     Интересно наблюдать за ребёнком, рядом с которым есть кто-то, кто всегда считается с его желанием, хотя и не окружает большой заботой. И сравнивать его с ребёнком, который окружён заботой и вниманием, но которого никогда не спрашивают, чего он хочет. Маленький мальчик сидит на полу, играет кубиками и шариками, и у него всё хорошо. Тут появляется няня, берёт его, несёт в другую комнату и меняет ему штанишки. И всю дорогу он пронзительно кричит. Ему это не нравится. Она продолжает обращаться с ним таким образом, сажает его то здесь, то там, никогда не давая ему возможности сделать собственный выбор, и, в конце концов он вырастает, одержимый идеей иметь свободу выбора. Ему нужно всё делать по-своему. У него появляется склонность учить других, что им нужно делать, склонность настаивать на собственной правоте. Он пытается сохранить её последние крупицы, и, соответственно, его способности невелики, особенно в работе с людьми.

     Вот другая ситуация. Вы знаете, что ребёнок голоден и ему пора есть. Ребёнок будет есть, если придерживаться определённого распорядка. Если ужин ежедневно подают в 6 часов, он привыкнет ужинать в это время. Тогда его желание практически никогда не будет подавлено. Он выясняет, что еда появляется в 6 часов, поэтому к 6 часам он решает поесть. Вы обеспечиваете еду, а он – желание поесть. Если вы не будете нарушать это соглашение, у него никогда не будет проблем с едой.

     Вы подходите к ребёнку и спрашиваете: «Как насчёт того, чтобы пойти в другую комнату и переодеться?» Он отвечает: «Нет». Вы сделаете ужасную ошибку, если продолжите в таком духе: «А я дам тебе конфетку», уговаривая, соблазняя, задабривая его.

     Вы выбираете одно из двух направлений. Либо вы используете превосходный контроль и очень много общаетесь с ребёнком, либо вы просто позволяете ему расти. Другого выбора нет. Детям не нравится, когда их терзают, тянут во все стороны и не спрашивают их согласия. Вы можете поговорить с ребёнком, и если между вами существует достаточно сильная симпатия, согласие и достаточно хорошее общение, то вы сможете добиться, чтобы он делал, что угодно. Он будет дотрагиваться до пола, до своей головы, указывать на различные предметы и находить стол. Он подурачится в течение какого-то времени, а потом вы можете просто попросить его сделать то-то и то-то, сказать: «Пошли поедим», и он так и сделает. Он выяснил, что ваши команды необязательно подавляют его волю. Поэтому ваши команды не опасны. Вы спокойно воспринимаете его, и он может спокойно воспринимать вас. Поэтому вы можете сотрудничать друг с другом.

     Люди думают, что уговоры действуют на детей. Это не так. Успех достигается с помощью общения. Вы говорите: «Тебе пора ложиться спать», а он отвечает: «Не хочу». Не говорите больше об этом, обсудите что-нибудь другое: «Что ты сегодня делал? Где? Как? Ой, неужели? Правда? Ну как насчёт того, чтобы пойти спать?» Ответ будет: «Ладно».

     Нет необходимости применять силу. Начните общаться с ребёнком, и вслед за общением неизбежно последует контроль. А если при воспитании ребёнка вы не установите над ним контроль с самого начала, то ребёнок (а он ожидает от вас указаний по многим вопросам, ожидает, что вы будете направлять его действия) будет обманут. Он будет считать, что вы о нём не заботитесь.

     Тем не менее, идёт ли речь об игре на музыкальных инструментах, изучении языков, занятиях искусством или о развитии каких-либо других способностей, - принимайте во внимание желание самого ребёнка.