Пойдём что-то устроим!

Автор - А. Русаков «Прогулки с детьми и изучение всего на свете»

Пойдем что-то устроим.

Эмоциональное сердце мысли.

Известно, что мышление детей «включается» не так, как у взрослых. Источником детской мысли чаще всего служит чувственное восприятие (то, что ребенок трогает, видит, слышит, обоняет и т.п.) или действие (взял, сломал, прыгнул, залез) самого малыша. Без чувственных впечатлений и активного физического действия ребенок самостоятельно мыслить не может: он так устроен.

Именно на прогулках мы получаем наилучшие условия как для физической активности крохи, так и для разнообразных чувственных восприятий. Где ещё можно не только бегать, прыгать и лазать, но и подобрать то, что нашел, взять себе и даже сломать? Можно ли так делать дома? Или в садике?

Богатство чувственных впечатлений также определяется сменой состояния природы. В отличие от техногенного пейзажа, от предметов, созданных человеком, живая природа все время меняется, становится другой.

…Вы можете возразить: да какая там природа?! Мы что, за городом гуляем? Это с нашей, взрослой, точки зрения. Для нас природа - это лес, горы, море. Мы во многих местах бывали, нам есть с чем сравнить. А для малыша любое дерево, любая птичка или цветок - природа.

Нужно только суметь обратить внимание маленького человека на то, что мы, взрослые, обычно не замечаем.

 499181_640.jpg

На что же можно обратить внимание малыша на прогулке?

Во-первых, это небо.

Если ребенок заметит, что небо чем-то похоже на лицо человека, крохе будет интересно смотреть на него, на то, как оно меняется. Так малыш может узнать слова: «хмурится», «прояснилось», «мрачное», «светлое», «чистое», «задумчивое». Цвет неба бывает очень красивым. Здесь сменяют друг друга почти все возможные цвета и оттенки.

Как заинтересовать ребенка? Скажите ему: «Между этим домом и тем будет НАШЕ НЕБО. Наше с тобой, понимаешь? Только никому не говори об этом: это наша тайна. Ну-ка посмотрим, какое сегодня наше небо?»

Можно попробовать считать, сколько цветов на небе, называя их: «Сегодня - серый, сиреневый, розовый и голубой. Четыре! Посмотрим, сколько будет завтра». Облака, тучи на небе бывают разной формы и величины; часто они на что-то похожи. Вот это - как лошадь, а то - как сказочное чудище с тремя головами.

Можно сочинять с ребенком целые истории про фантастических персонажей, которых вы увидели среди облаков. Они то гонятся друг за другом, преследуют друг друга, то мирно плывут, то словно спят, вися на одном месте. Они бывают добрыми и веселыми, а бывают злыми, сердитыми.

Ну-ка, какие у нас сегодня облака на «нашем небе»?

god_cloud_2983677k.jpg

Во-вторых немало интересного и на земле.

Вот репейник: почему он такой «цеплючий»? Для чего он цепляется за нашу одежду и шерсть животных? Можно собрать в коробочку семена репейника и на глазах у малыша высыпать их на ладонь. Кроха очень удивится: такая маленькая коробочка, а столько семян. Вот эти семена мы и переносим на своей одежде, и так сеем повсюду репейник. Вот почему он везде растет.

А почему некоторые ягоды, например, рябина, такие яркие? Наверно, чтобы их заметили. Кто же должен их заметить и зачем? Зимой ребенку можно будет показать птиц, например, снегирей или свиристелей, которые едят рябину. Вот для кого она такая красная! Но неужели рябина так заботится о птицах? Какая она добрая!

Почему шмель мохнатый, а пчела не мохнатая? Может, потому что шмели живут на севере, там холодно, вот они и носят такую теплую «одежду»? Подумайте и найдите ответ вместе с малышом.

Покажите ребенку обыкновенные сосновые шишки и иголки: весной, летом и осенью.

Весной иголочки похожи на мягкую кисточку с нежными-нежными салатовыми «шерстинками»: малыши очень любят их гладить и нюхать. У них сильный, своеобразный, чуть горьковатый, но приятный запах. Летом иглы и шишки твердеют, но они ещё зеленые. А осенью? Какие они будут? А зимой? Все равно зеленые! А вот дерево, похожее на сосну (лиственница), а с неё все иглы осыпались, как будто это листья.

Почему на некоторых деревьях (ольхе, березе) есть такие «висюльки» (сережки)? Почему ранней весной, когда еще нет листьев, клены уже зеленые (это такие цветы - они нежно-зеленые)?

Интереснее, что наши маленькие натуралисты в чем-то могут оказаться даже внимательнее и наблюдательнее нас. Они ближе к земле. Они любят рассматривать все, что лежит на ней, всяких маленьких существ, букашек.

Замечательный источник чувственных впечатлений - осенние листья.

Хотя они бывают только осенью, из них можно составить гербарий. Можно соревноваться друг с другом: кто найдет лист красивее? При этом обязательно «проговаривайте» все, что видите: «Смотри, у него каемка ярко-красная, рыжие пятна, а внутри он ещё зеленый».

Коллекции листьев можно рассматривать зимой: ребенку будет приятно, что он сам их нашел, да ещё самые-самые красивые. Вы будете наблюдать, как ваш малыш с удовольствием будет листать гербарий и рассказывать, как и где он нашел тот или другой листок.

Кстати, чтобы лист не засох и не потускнел, его можно подержать в растительном масле, а потом вложить в прозрачную папку-файл. Правда, такой лист уже нельзя будет доставать из файла, а это лишение для юных натуралистов, им хочется всё потрогать руками.

Если там, где вы гуляете, есть хоть какая-то вода - хотя бы небольшой пруд, - это еще один источник мысли.

Вода тоже всегда разная: то жидкая, то твердая, разного цвета. В воде плавает много загадочных существ (головастики, тритоны, водомерки, жуки-плавунцы).

Но и это еще не все. Если вы хоть чуть-чуть разбираетесь в ботанике (а разобраться можно за час-полтора, прочитав популярную брошюру), можно много рассказать ребенку о тех самых простых растениях, которые он топчет своими ножками.

 1521396_original.jpg

Человеческая речь и мышление не возникают на пустом месте. Чтобы человек начал мыслить, у него должен возникнуть вопрос, он должен чему-то удивиться. «Удивление - это эмоциональное сердце мысли», - сказал В.А. Сухомлинский. Без эмоций, без восхищения красотой, без самостоятельного активного исследования не может появиться мысль. Как не может полноценно развиваться и речь без разнообразных чувственных впечатлений.

Не только в классе и во время специальных занятий происходит развитие. И даже - не столько. Ребенок так создан, что он может развиваться незаметно для самого себя и в обстановке, совсем не похожей на учебную. И в этом случае развитие происходит более естественно и зачастую бывает быстрее и эффективнее.

Летние прогулки с ненавязчивым математическим содержанием.

С детьми раннего возраста можно вести прогулку так, чтобы с игрой и движением совместить одно-два математических наблюдения. При этом наблюдайте за сезонными явлениями, обогащая чувственный опыт ребенка.

Лужи: после дождя появляются лужи. Они большие и маленькие. Маленькие можно переступить, большие нужно обходить. А еще лужи разной глубины: одни можно перейти, не замочив носки в сандалиях, другие - в кроссовках, а есть и такие, что в сапоги вода набирается.

Наблюдение за ветром: какой он разный - теплый, мягкий, сильный, шумит в верхушках деревьев. Если есть возможность, послушайте шум ветра в сосновом или лиственном лесу. Почувствуйте разницу, обозначьте её словами. А ветер на море? Не он ли волны нагоняет и паруса на яхтах надувает?

Наблюдение за солнышком: мягко греет, печет, прижигает. Но солнышку радуются. Найдите на клумбе цветы, похожие на солнышко. Какие из них солнышко любят больше всего? Пронаблюдайте, какие цветы закрываются вечером, а какие нет.

Собирайте камни и веточки: на берегу реки или озера можно найти сухие камни и мокрые. Веточки длинные и короткие, тонкие и толстые, гладкие и шершавые.

Обо всем с ребенком следует говорить, побуждать к ответам, действиям - покажи, найди и т.п. Если вашему малышу три года, уместно предложить ему собрать камешки. Рассмотреть их вместе, полюбоваться, а затем обратить внимание ребенка, какие они разные (большие и маленькие, кругленькие и острые, разноцветные). Предложите посчитать находки. Разделите их на две части – так, чтобы одна была большей, а другая – меньшей. Спросите: где много камешков, а где - мало? Побуждайте ребенка отвечать и на такие вопросы: сколько камней я тебе дала? (Один.) Сколько взяла себе? (Один.) Просуммируйте: «У нас с тобой камней поровну – по одному».

С четырехлетним малышом посчитайте все сокровища, которыми заполнены карманы: попросите показать их, разложить на кучки, предложите сравнить количество предметов в каждой кучке. Помогите использовать стеклышки для украшения домика из песка, а камни – для построения ограждения.

Соорудите с малышом башенки из песка: большие и маленькие, пусть он сравнивает их; поощряйте говорить слова – самая большая, большая, маленькая, ещё меньше.

Песок - универсальный материал. Старшие дошкольники во время игр с песком легко научатся различать понятия много – мало, тяжелый – легкий, высокий - низкий и тому подобное. Песок поможет уточнить такое свойство времени, как текучесть. Пусть малыш зажмёт в кулачке немного песка и медленно высыпает его на ладошку второй руки – малыши часто так играют. Перед этим опытом обратите внимание ребенка на положение стрелок часов, покажите ему: пока высыпался песок из кулачка – стрелки часов изменили свое положение. Следовательно, вместе сделайте вывод: песок текуч, текуче и время.

Еще с песком интересно делать разные опыты:

- определите температуру песка в тени и на солнышке, ходя по нему босиком;

- если польёте песок водой, на нем можно рисовать палочкой, и рисунок сохранится дольше, чем на сухом песке;

- можно рассмотреть отпечатки ладоней: мамы, папы, самого малыша. Чья маленькая, а чья самая большая?

- в два пакетика положите одинаковое количество песка (горстью или лопаткой) – сухого и мокрого. Какай пакетик тяжелее? Почему?

 image.jpg

ШИШКИ, МИКРОСКОПЫ, ШАГИ, ВЕДЕРКИ И ПРОЧИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Собирайте вместе с ребенком природный материал: шишки, желуди, каштаны, раковины и тому подобное. Складывайте их в специальные коробки, чтобы всегда иметь под рукой. Ни одна пластмассовая игрушка не даст таких многообразных тактильных ощущений, как природный материал.

Действуя с природными материалами, ребенок превращается в неутомимого исследователя. Вы можете помочь малышу в его научных поисках – возьмите на прогулку увеличительное стекло, а дома пусть у него будет микроскоп.

На прогулке, наблюдая за цветами и насекомыми, с помощью увеличительного стекла можно посчитать количество лепестков, усиков, точечек и тому подобное. Под микроскопом хорошо видно каждую песчинку, можно рассмотреть мельчайшее семечко и определить ее форму – семечко одуванчика похоже на овал. На что похожи другие семена?

Если вашему ребенку уже четыре года, время знакомиться со способами измерения длины и ширины. На прогулке можно измерять шагами расстояние между двумя березками, ширину дорожки и другое. Выполняйте действия вместе с ребенком. Получив разное количество шагов в результате такого измерения, обязательно удивитесь и дайте ребенку время поразмышлять: почему же это так? Если даст правильный ответ, похвалите, выразите восхищение смекалкой. Если же нет, подведите к правильному выводу (но не делайте вывод за ребенка!)

После дождя появляются не только лужи, но и ручьи – они разные: широкие, узкие. Спросите малыша, как определить их ширину. Очень просто: узкий можно переступить, а широкий преодолеть у папы на руках.

Рисуем на асфальте.

Дошкольники очень любят рисовать цветным мелом на асфальте. Воспользуйтесь этим, предложите сыну или дочке игру «Послушай и нарисуй», в которой будет формироваться и закрепляться способность к воссозданию геометрических форм.

Дается примерно такое задание. «Нарисуй большой дом. Крыша у него треугольная. Два квадратных окна и прямоугольные двери, а на чердаке - круглое окошко». Повторим задание еще раз, и после этого ребенок начинает рисовать. Возможны разные варианты.

Пространство

С ребенком пяти-шести лет начертите карту-схему маршрута к местам ваших регулярных прогулок. Скажем, к парку, ближайшему от дома.

Это поможет развить у малыша умение ориентироваться на местности. Карту-схему можно постепенно изменять и детализировать.

Проверьте, помнит ли ребенок дорогу домой: сделайте вид, что заблудились, позвольте ему привести вас на знакомое обоим место.

 

Мы привели несколько примеров. Творческая выдумка и окружающий мир подскажут вам немало других вариантов. И тогда прогулка с дочерью или сыном не будет для вас нужной обязанностью, а для ребенка станет увлекательной и всегда с нетерпением ожидаемой.

А.Русаков

«Прогулки с детьми и изучение всего на свете»